Багровый остров. В Театре Пушкина за последние пару лет я смотрел прекрасный «Заповедник» Довлатова и поистине громкий «Барабаны в ночи» Брехта. Постановки, которые со всей ответственностью можно рекомендовать. С «Багровым островом» вышло, может, не столь однозначно, но спектакль точно не напрасный. Вернее не спектакль, а «генеральная репетиция пьесы гражданина Жюля Верна в театре Геннадия Панфиловича с музыкой, извержением вулкана и английскими матросами», как уточняется у Булгакова. Всё на месте, даже извержение (о нём позже). Пьеса написана как капустник, поставлена и сыграна как капустник - так и должно быть. Но иногда сложно принять, что это репертуарный спектакль, на постоянку, с дорогими билетами. Хотя он и гораздо лучше иных каноничных комедий у других театров. Правда, показалось, что несколько переигрывают. Даже так: переигрывают в переигрывании. Бездарничает кукольная модель, пережимают эпизодники, суетится дебютант, путается массовка. Все (включая матросов) роняют реквизит, носятся и сливаются в потоке буффонады. И вроде какие могут быть претензии - материал диктует. Только мне кажется, точечный реализм выгодно оттенил бы этот тотальный флешмоб. Но если захотели «фарсировать» по полной, то тоже оправданно. Вот кто абсолютно органичен, так это режиссёр (сценический, не настоящий). Главная роль невероятно энергозатратная, но Александр (!!) Матросов на высоте - драматизирует на все деньги. А самым адекватным в этом паноптикуме до поры оказывается канцелярский чиновник из ГлавУправКультПросветЧего-то-там об усах, с залысинкой и в пиджачке. Он тут будто Ипполит в «Иронии» или Филатов во «Флейте». Но позже и Савва Лукич не сдержится - взойдёт на Корабль Абсурда и даже станет и.о. капитана. Кстати, о корабле и декорациях в целом. Спектакль играют, как выражаются, «на тряпках». При этом некоторые сцены (с тем же вулканом и матросами) смотрятся очень эффектно. А ещё нередко используют выход в зал: приём настолько частый, что даже уже и не приём вовсе, но тут особенно уместный. Внутренней театральной кухни могло быть даже больше, хотя, может, и не стоило слишком перенасыщать, и так достаточно. И да, это таки комедия, смеяться случается часто и вообще смотреть весело. Но самое главное: спектакль крайне злободневный. Пьесе уже сто лет, но Главрепертком жив. Одно время здоровье его пошатнулось, но сейчас дела пошли на поправку, и пусть он ещё не обрёл всей былой мощи, но уже отъедается и, кажется, готовится к ИЗВЕРЖЕНИЮ.

Теги других блогов: театр комедия постановка