Первый выход в новом году оказался флешбэком в прошлое столетие. «ХХ век. Бал» в МХТ Чехова.
Постановка полностью хореографическая, как и известный фильм и другие версии спектакля. Зарисовки на тему великих вех века, коих у России с 1900-го было столько, сколько у многих стран не наберётся за всю историю. И вот что любопытно: многие воспоминания о временах, которые не застал, воспринимаются как-то лампово, есть и термин такой – «постсоциалистическая ностальгия». А явления, которые наблюдал уже лично, будучи представлены на сцене или в кино, частенько коробят. Тонка эта грань между приметой времени и пошлым штампом. Хотя спектакль почти всегда выруливает, даже если его начинает заносить. Например, «малиновые пиджаки» сперва раздражали, но когда они же стали танцевать в стиле Майкла Джексона, вышло ярко и драйвово. Тема войны обыграна противоречиво, и многих явно обескуражила, но меня подкупила попытка уйти от шаблона (пусть и не до конца свершившаяся). И с Гагариным тоже обошлось без заезженного «Поехали». Зато как только подумал, что восьмидесятым не хватило Олимпиады и Высоцкого, тут же зазвучал его гамлетовский монолог на фоне улетающего Мишки. Проникновенный, вышел микс, кстати.
Весь спектакль играют за проекционным экраном, так что зритель буквально попадает под поезд, мчащий сквозь эпохи. Эффектно. Костюмы соответствуют уровню МХТ. Ну и сама хореография умелая, было бы странно иное. Хотя Ирина Пегова по-настоящему удивила, не знал, что она так танцует (телешоу не смотрел).
Саундтрек можно издавать отдельной пластинкой: от наивного русского шансона до «Линии жизни» Сплина, от стихов Маяковского до Битлов и «Я шагаю по Москве». А в завершение – знаменитый монолог Бориса Ельцина. Фразу «я устал» (которой он не говорил) за него произнёс зал. И следом Путин, такой молодой. Только это ещё фальш-концовка. А вот сам финал - трогательный и щемящий.
Но вопрос, который витает весь спектакль, он, разумеется, не про прошлое, а про будущее: как же потом обыграют нынешнее всё? Станцуют ли и нас в МХТ? Кто б знал, кто б знал.